Такой срок обозначил Президент в Послании. За это время Казахстан станет по-настоящему Цифровым государством с соответствующей инфраструктурой
Нужно напомнить, что эту работу мы начинаем на довольно прочном фундаменте. За последние годы тотальная цифровизация стала одним из главных векторов реформ Главы государства.
Казахстан уже в числе 30 стран мира по индексу развития электронного правительства. Более 90% госуслуг оказываются онлайн (50 млн услуг только за прошлый год). Более 70% безналичных платежей совершается через мобильные приложения. Оборот безналичных платежей в 2024 году превысил 120 трлн тенге. Астана Hub стал крупнейшей в регионе IT-экосистемой. Запущены цифровые образовательные платформы. С 2020 года более 500 тыс. граждан прошли курсы по цифровым компетенциям. Внедрены цифровые документы с юридической силой.
Ну и наверное главное - запущен первый в регионе суперкомпьютер.
На новом этапе задачи еще более амбициозные. Президент дал четко понять: теперь повсеместная цифровизация - задача не одного ведомства, а всего госаппарата.
Чтобы оценить масштаб предстоящей трансформации, достаточно взглянуть на перечень новых инициатив Президента и спектр охватываемых ими сфер.
- В финансовом секторе - запуск Государственного фонда цифровых активов, развитие финтеха и защита от киберугроз.
- В сельском хозяйстве - спутниковый мониторинг и цифровая карта земельных ресурсов.
- В строительстве и ЖКХ - национальная цифровая платформа для учёта и планирования всех этапов строительства.
- В транспорте - внедрение Smart Cargo и систем управления перевозками на базе ИИ.
- В здравоохранении - новые инструменты мониторинга качества медицинских услуг.
- В образовании - запуск программы Al-Sana и проекта Qazaq Digital Mektebi, подготовка школьников и педагогов к работе с ИИ.
Для поддержки цифровой трансформации и других направлений Послания Парламенту в предстоящий период предстоит принять ряд новых законов: Цифровой кодекс; новый Закон о банках, ориентированный на развитие финтеха и цифровых активов; Строительный кодекс, который заложит основы прозрачного и устойчивого развития отрасли. В планах - обновление Закона о госимуществе, совершенствование налогового администрирования через новый Налоговый кодекс и поправки для упрощения земельных отношений с переводом их в цифровой формат. Одним словом, предстоит большая и напряженная совместная работа депутатского корпуса, Правительства и профильных экспертов.
Кроме того в Послании озвучена еще одна инициатива, получившая оживленное обсуждение в экспертных кругах - реформа высшего представительного органа.
На очерчивание контуров дальнейшего развития казахского парламентаризма отведено не меньше 1 года. Этот вопрос будет вынесен на референдум в 2027 году.
И сам процесс будущей дискуссии, и формат принятия окончательного решения говорят о твердой решимости Главы государства на продвижение идей прямой демократии и укоренение культуры непосредственного участия граждан в принятии важнейших для страны решений.
Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости образования Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития
«На основе масштабной цифровизации и активного внедрения технологии искусственного интеллекта мы должны осуществить модернизацию экономики. В качестве первого шага следует ускорить принятие Цифрового кодекса.
Данный документ должен определить ключевые направления цифровизации, включая искусственный интеллект, платформенную экономику, использование больших данных и другие аспекты.
Чтобы стать частью нового технологического уклада, потребуется перестроить всю систему государственного управления c многократным повышением ее прозрачности, эффективности, человекоцентричности.
Поэтому считаю, что на базе действующего профильного министерства нужно образовать Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития, которое должен возглавить специалист в ранге заместителя Премьер-министра.
Перед Правительством ставится задача обеспечить тотальное внедрение искусственного интеллекта для модернизации всех сфер экономики.
В целях повышения конкурентоспособности Казахстана мы должны пересмотреть подходы к нашей работе.
С учетом сказанного хочу остановиться на следующих ключевых задачах».
«Мир вступил в новую историческую эпоху, которая, очевидно, не будет легкой для всего человечества.
Нарастают взаимные противоречия между глобальными державами и межгосударственными объединениями. Вследствие эскалации напряженности и агрессивности в международных отношениях увеличивается число войн и конфликтов. Во внутренней и внешней политике некоторых стран укрепляются тенденции крайнего национализма.
Нарастают диспропорции и неравенство в мировом экономическом развитии: одни государства все больше отстают, а другие – добиваются выдающегося прогресса в области искусственного интеллекта.
Все более заметной становится эрозия международного права, наблюдается подрыв роли и статуса Организации Объединенных Наций в решении узловых проблем современности.
Участились экологические и техногенные катастрофы с огромными потерями для национальных экономик.
Кризис переживает западная концепция мультикультурализма, межэтнической и межрелигиозной гармонии. Устои национальных культур и традиций расшатываются под влиянием глобалистских деструктивных сил.
Усиливается миграционный кризис, растут потоки беженцев, торговля людьми и оружием, наркотрафик.
Возникли совершенно новые виды угроз безопасности человечества, в том числе связанные с применением крайне опасных вооружений, действующих на основе искусственного интеллекта. Существуют и другие факторы, свидетельствующие о коренном изменении геополитической парадигмы. Иными словами, наступает новый миропорядок».
«На прошлой неделе была открыта новая сессия Парламента. Желаю успехов в вашей деятельности!
Можно с уверенностью сказать, что прошедшая сессия выдалась плодотворной. Было принято много необходимых стране законов, всесторонне обсуждались волнующие граждан вопросы.
Во время летних каникул депутаты выезжали в регионы и встречались с местными жителями. Теперь предстоит проанализировать поднятые гражданами проблемы, отработать их с Правительством и учесть в рамках текущей сессии.
В целом депутаты Парламента играют важную роль в реализации кардинальных реформ в нашей стране. Выражаю вам огромную признательность».
В Послании Президента Касым-Жомарта Токаева «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» особое внимание уделено развитию агропромышленного комплекса. Сельскохозяйственная отрасль рассматривается как ключевой сектор экономики, обеспечивающий продовольственную безопасность, занятость населения и укрепление экспортного потенциала страны. Правительство, исполняя поручения Главы государства, озвученные в Послании-2024, последовательно проводит политику технологической модернизации, углубления переработки и расширения международного сотрудничества в сельском хозяйстве.
Подробнее о ходе реализации задач, поставленных в Послании и иных поручений Главы Государства, читайте в обзоре Primeminister.kz.
От устойчивого роста к модернизации: как развивается агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс демонстрирует стабильное развитие, подтверждая эффективность мер государственной поддержки и системную работу Правительства по исполнению поручений Президента. За январь–июль 2025 года объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 3,7% и достиг 2,4 трлн тенге. Рост обеспечен увеличением производства как в животноводстве, так и в растениеводстве.
Перерабатывающая отрасль показывает опережающую динамику: производство продуктов питания увеличилось на 9,2% и составило 2,13 трлн тенге, напитков – на 6,8% (692,4 млрд тенге). Выросло производство растительного масла (+24%), сливочного масла (+10,4%), колбасных изделий (+9%), муки (+6,6%).
Вложения в основной капитал сельского хозяйства достигли 442,7 млрд тенге (+26,5%), в производство продуктов питания – 104,2 млрд (+48%). Эти ресурсы направлены на модернизацию и внедрение современных технологий.
«В своем Послании народу Казахстана Глава государства отметил необходимость перехода от прямого субсидирования к доступному кредитованию с вовлечением средств коммерческих банков. Для этого в 2024 году внедрены новые программы льготного кредитования с процентной ставкой не более 5% годовых. Это стало возможным благодаря комбинированию бюджетных и коммерческих ресурсов», — отметил министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров.
Государственная поддержка сохраняет системный характер. Объем льготного кредитования весенне-полевых и уборочных работ в 2025 году увеличен до 700 млрд тенге (в 2014 году – 70 млрд), а в ближайшие годы будет доведен до 1 трлн тенге. Финансирование посевной начато уже с ноября 2024 года, что позволило аграриям подготовиться заблаговременно.
Запущена программа льготного лизинга сельхозтехники под 5% годовых, обеспечивающая закуп не менее 6 тыс. единиц техники на сумму 250 млрд тенге. Дополнительно переработчики получили льготное финансирование оборотных средств в объеме 44 млрд тенге.
Наряду с базовыми инструментами действуют специализированные программы поддержки. Программа «Ауыл аманаты» обеспечивает кооперативы кредитами под 2,5% на срок до 5 лет, включая переработку продукции. «Кең дала» ориентирована на производителей и переработчиков с финансированием под 5%. «Агробизнес» объединяет возможности для модернизации, строительства и пополнения оборотных средств за счет ресурсов бюджета, Национального фонда и привлеченного капитала. Такой пакет мер позволяет аграриям выбирать оптимальные условия в зависимости от специфики хозяйства.
Животноводство: стратегическая отрасль и новые механизмы развития
Животноводство сохраняет стратегическое значение для продовольственной безопасности страны, формируя около 40% валовой продукции АПК. За январь–июль 2025 года объем производства вырос на 3,4%, достигнув почти 2 трлн тенге. Производство мяса увеличилось на 2% (608,8 тыс. тонн), молока – на 6,5% (2,25 млн тонн).
Поголовье скота и птицы стабильно растет: КРС – 8,7 млн голов (+0,3%), лошади – 4,6 млн (+6,7%), верблюды – 300 тыс. (+3,9%), птица – 48 млн (+6,6%).
Экспортные позиции Казахстана укрепляются: за пять месяцев 2025 года поставки говядины выросли в 2,5 раза (12,3 тыс. тонн), баранины – в 2,6 раза (9,2 тыс. тонн). Впервые зафиксирован экспорт свинины в объеме 797 тонн. Эти результаты свидетельствуют о конкурентоспособности отечественной продукции и ее востребованности на международных рынках.
Особый акцент сделан на молочном направлении. В 2023–2025 годах построено 48 молочно-товарных ферм мощностью свыше 300 тыс. тонн молока в год. Среднегодовой надой на новых фермах достигает 8,2 тыс. литров, на передовых – до 11 тыс. литров, что соответствует уровню ведущих европейских стран. В 2024 году произведено 688 тыс. тонн молока (+32% к 2022 г.), в 2025 году планируется запуск еще 32 комплексов на 152 тыс. тонн.
«В мясном скотоводстве объем кредитования под чистые 5% составил 50 млрд тенге, для перерабатывающих предприятий в 2025 году выделено 44 млрд тенге. Для решения проблемы нехватки залогового обеспечения по займам работает программа гарантирования до 85% от суммы займа»,— сообщил Айдарбек Сапаров.
С августа 2025 года введена программа льготного кредитования откормочных площадок под 5% годовых объемом 50 млрд тенге, что позволит загрузить мощности более чем на 60% при обязательной реализации половины продукции на внутренний рынок.
Развиваются мясные кластеры по австралийской модели. В 2024 году профинансированы четыре проекта на 9 млрд тенге, в 2025 году определены десять приоритетных проектов на 21,7 млрд. В Туркестанской области уже введены завод по производству гранулированных комбикормов и откормочная площадка на 15 тыс. голов КРС. Эти проекты закладывают основу для создания полноценных цепочек «от корма до переработки».
Импортозависимость по мясу птицы за последние пять лет снизилась с 42% до 20%. В 2024 году введены в эксплуатацию шесть птицефабрик в Жамбылской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Северо-Казахстанской и области Ұлытау общей мощностью 15,9 тыс. тонн мяса в год. Ключевая задача – полное самообеспечение страны по данному направлению.
Таким образом, животноводство Казахстана демонстрирует поступательное развитие: растет внутреннее производство, укрепляются экспортные позиции, формируются новые механизмы поддержки и создаются кластеры мирового уровня, что делает отрасль одной из ключевых точек роста всего АПК.
Растениеводство: диверсификация посевов и новые стандарты урожайности
Растениеводство Казахстана переживает системную трансформацию, направленную на повышение эффективности и устойчивости производства. Ключевой задачей отрасли является диверсификация посевных площадей и внедрение водосберегающих технологий. В текущем году площадь пшеницы сокращена на 884,6 тыс. га – до 12,3 млн га, посевы масличных культур увеличены на 1 млн га – до 4 млн га. Вместе с тем проводится оптимизация структуры посевов сахарной свеклы.
«Глава государства поручил ежегодно внедрять водосберегающие технологии на площади до 150 тысяч гектаров. По итогам 2024 года план был перевыполнен и составил 158 тыс. га, в текущем году водосберегающие технологии внедрены уже на площади 109,8 тыс.га. В целом, площадь орошаемых земель с водосберегающими технологиями увеличена до 580 тыс. га», — добавил Айдарбек Сапаров.
В 2024 году фермерами был собран рекордный урожай – 25,2 млн тонн зерна, в том числе 18,6 млн тонн пшеницы при средней урожайности 14,2 ц/га. Существенную роль в этом сыграло удвоение объема внесенных удобрений (1,3 млн тонн) по сравнению с 2023 годом. В текущем году планируется довести объем до 1,9 млн тонн.
Значительное внимание уделяется семеноводству и обновлению материальной базы. В 2025 году долю элитных семян планируется увеличить до 10,5% от общего объема посевов, уровень обновления сельхозтехники — до 6,5%.
Существенным подспорьем для фермеров остаются меры субсидирования. Государство покрывает до 70% стоимости элитных семян, до 60% стоимости минеральных удобрений отечественного производства, а также компенсирует до 50% затрат на пестициды и 40% – на биопрепараты. В 2025 году на субсидии по приоритетным культурам выделено 25,8 млрд тенге, что обеспечивает фермеров дополнительными ресурсами для повышения урожайности.
Системные меры закреплены в Дорожной карте на 2024–2028 годы, предусматривающей удвоение объема валовой продукции сельского хозяйства. Приоритет сделан на сокращение монокультуры пшеницы и водоемких культур, таких как рис, хлопок, с одновременным расширением площадей масличных, овощебахчевых и кормовых культур. Такой подход позволит повысить рентабельность производства и укрепить кормовую базу животноводства.
В рамках Комплексного плана по развитию селекции и семеноводства планируется вывод не менее 109 новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Доля площадей, засеянных семенами отечественной селекции, должна вырасти с 52,3% в 2024 до 78,2% в 2028 году. Для этого формируется Государственный реестр рекомендуемых сортов и создается национальный генетический банк семян, что позволит не только закрепить результаты внутренней селекции, но и повысить экспортный потенциал отечественного растениеводства.
Переработка сельхозпродукции – от кредитов до комплексных планов модернизации
Глубокая переработка сельхозпродукции остается одним из ключевых приоритетов аграрной политики. Во исполнение поручения Президента доля переработанной продукции в АПК должна быть доведена до 70%, и для этого реализуется целый комплекс мер государственной поддержки.
В 2024 году экспорт продукции АПК составил $5,1 млрд, из которых 52% пришлось на переработанную продукцию. Это $2,6 млрд против 43% годом ранее, что подтверждает устойчивую динамику и растущую конкурентоспособность отечественной перерабатывающей отрасли.
В Казахстане функционируют порядка двух тысяч предприятий переработки, среди которых лидируют молочная (18,8%), мясная (18,5%), зерновая (17,4%) и масложировая (12,5%) отрасли. В 2024 году реализован 51 инвестиционный проект на сумму 41,5 млрд тенге.
Для поддержки бизнеса в 2025 году продолжено льготное кредитование перерабатывающих предприятий на пополнение оборотных средств под 5% годовых. На эти цели выделено 44 млрд тенге. Одобрено и профинансировано более 60 заявок на сумму свыше 26 млрд тенге.
Действует инвестиционное субсидирование – возмещение 15–50% затрат на строительство или модернизацию перерабатывающих предприятий. Для сахарной отрасли размер компенсации увеличен до 40%, для переработки яиц введены субсидии до 40%, для молочной – предусмотрено возмещение до 25% затрат на оборудование для сухого молока и сыворотки.
Особое внимание уделяется обеспечению предприятий сырьем. Для этого создается сеть молочно-товарных ферм, овцеводческих хозяйств и заготовительных пунктов, которые гарантируют стабильные поставки перерабатывающей промышленности. Поддержка фермеров также реализуется через субсидирование за объемы тонкой и полутонкой шерсти, сданной на переработку, что одновременно снижает издержки производителей и загружает мощности перерабатывающих предприятий.
Для защиты внутреннего рынка применяются ограничения на экспорт сырья: действуют пошлины на вывоз семян масличных культур, введено квотирование экспорта живого скота, а также ограничения на вывоз шкур и шерсти. Эти меры позволяют удерживать сырьевую базу внутри страны и направлять ее в переработку, формируя добавленную стоимость в Казахстане.
Наука и инновации: фундамент модернизации АПК
Одним из важнейших направлений исполнения поручений Президента является развитие аграрной науки и внедрение инноваций. Для этого на базе Национального аграрного научно-образовательного центра (НАНОЦ) формируется вертикально интегрированный агротехнологический хаб, объединяющий образование, науку и бизнес. Сегодня в его состав входят 33 организации – университеты, научно-исследовательские институты и опытные хозяйства.
Финансовая поддержка научной сферы носит системный характер: объем базового финансирования НАНОЦ в 2025 году увеличен до 2,6 млрд тенге, а на программно-целевое финансирование в 2024–2026 годах ежегодно направляется по 9,6 млрд тенге. Это позволяет реализовывать долгосрочные научно-технические программы, охватывающие все ключевые направления агропромышленного комплекса – от животноводства и растениеводства до переработки, ветеринарии и органического земледелия.
Особое внимание уделяется созданию современных исследовательских лабораторий и международному сотрудничеству. С 2024 года в Казахстане начали работать Казахстанско-китайская лаборатория биологической безопасности и лаборатория по определению качества зерна. В июне 2025 года открыты Центр сертификации органической продукции и Лаборатория пищевой безопасности, соответствующие международным санитарным и ветеринарным стандартам. Эти площадки позволяют проводить анализ на остатки пестицидов, микотоксинов, тяжелых металлов и антибиотиков, а также внедрять стандарты «зеленого» производства.
Существенным событием стало создание в 2024 году Института коневодства и кормопроизводства в Актюбинской области. Его работа направлена на улучшение пород лошадей и развитие отечественной кормовой базы.
В число приоритетных научных проектов входят генетическая паспортизация сельхозпродукции, климат-адаптивное земледелие и цифровые модели «умных ферм», использующих датчики, дроны и системы AI-мониторинга. Ведется международное сотрудничество с научными центрами Китая, Нидерландов, США, Франции, Великобритании и других стран.
На 2027–2029 годы подготовлены программы «Agri Export» (генетическая идентификация продукции, производство органики, климат-устойчивые технологии) и «Agri Future» (AgriTech-инкубатор, программа «100 молодых ученых АПК», VR/AR-обучение фермеров, цифровые фермы нового поколения). Эти инициативы создают задел для интеграции казахстанского АПК в глобальные научные сети и формируют условия для технологического рывка в отрасли.
Таким образом, аграрная наука становится ключевым элементом модернизации сельского хозяйства, обеспечивая его конкурентоспособность, инновационный характер и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.
«Озвученные результаты – прямое следствие проведенной работы по обеспечению аграрного сектора необходимыми ресурсами. Министерство сельского хозяйства продолжит совершенствовать меры поддержки, обеспечивать прозрачность и результативность политики, и, самое главное, расширять возможности для сельчан и аграриев»,— подчеркнул Айдарбек Сапаров.
Комплекс мер, реализуемых Правительством в агропромышленном комплексе, подтверждает системный подход к исполнению Послания Президента. Отрасль демонстрирует устойчивый рост по ключевым направлениям – от животноводства и растениеводства до глубокой переработки и науки. Обеспечена инвестиционная привлекательность, создана основа для импортозамещения и роста экспорта.
Центр может стать точкой обмена технологиями, координации политики и площадкой для укрепления доверия.
Выдвинутая на саммите ШОС идея Касым-Жомарта Токаева о создании в Казахстане Центра изучения водных проблем отражает стратегическое видение нашей страны в области экологии, дипломатии и региональной безопасности. Такое мнение высказал руководитель отдела азиатских исследований КИСИ при президенте РК Айдар Курмашев, передает inbusiness.kz.
"На первый взгляд, это новый исследовательский институт. Но если всмотреться глубже, то инициатива отражает стратегическое видение Казахстана в области экологии, дипломатии и региональной безопасности. Во-первых, тема воды в Центральной Азии и в пространстве ШОС давно превратилась в фактор уязвимости. Таяние ледников, обмеление рек, пересыхание водоемов напрямую угрожают миллионам людей. Водные конфликты уже становились причиной напряженности между государствами региона. Центр позволит превратить угрозу в пространство сотрудничества, перевести проблему из политической плоскости в научно-технологическую", - сказал Курмашев.
Во-вторых, по его словам, акцент на водных ресурсах встроен в более широкую экологическую повестку.
"Борьба с опустыниванием, засухами и изменением климата — это вызовы, которые невозможно решить в одиночку. Казахстан показывает, что региональное сотрудничество должно опираться на комплексный подход, где вода рассматривается вместе с продовольственной безопасностью, энергетикой и устойчивым развитием", - отметил он.
В-третьих, инициатива усиливает международную роль Казахстана как площадки для поиска решений глобальных вызовов. Центр в Астане — это не только экспертиза, но и дипломатический инструмент, который закрепляет за страной статус конструктивного лидера в экодипломатии.
В-четвёртых, идея Токаева напрямую связана с 25-летием ШОС. Казахстан предлагает наполнить юбилей организации конкретными результатами, которые останутся после саммита. Это важный сигнал: не символика, а практическая польза для стран и народов региона.
"Наконец, инициатива обращена ко всем членам ШОС, включая Китай, Индию и Россию. Каждая из этих стран сталкивается с собственными водными вызовами. Центр может стать точкой обмена технологиями, координации политики и площадкой для укрепления доверия. Таким образом, Казахстан вновь демонстрирует, что способен переводить сложные проблемы в формат сотрудничества. Инициатива о Центре — это не просто проект, а инструмент формирования новой повестки ШОС, в центре которой стоят практические решения и устойчивое развитие", - заключил Курмашев.
Предложение Президента Касым-Жомарта Токаева о создании на базе Международного финансового центра «Астана» Офиса ШОС по сопровождению перспективных инвестиционных проектов отражает переход организации на новый уровень экономического взаимодействия.
В условиях, когда вклад стран ШОС в мировой ВВП достиг 30%, а внутрирегиональная торговля превысила 650 млрд долларов, возникает необходимость в институтах, способных консолидировать усилия и систематизировать инвестиционные потоки.
Выбор МФЦА как площадки неслучаен. За годы работы центр зарекомендовал себя как уникальная модель финансовой юрисдикции, предлагающая прозрачные правила, независимую судебную систему и развитую экосистему консалтинговых и юридических услуг. Размещение в его структуре Офиса ШОС укрепит позиции Астаны как регионального финансового хаба и создаст платформу для комплексного сопровождения трансграничных проектов в сферах транспорта, энергетики и цифровизации.
Особое значение инициатива приобретает в связке с обсуждаемым проектом Банка развития ШОС. Вместе эти структуры способны сформировать единый инвестиционный контур — от подготовки и сопровождения проектов до их финансирования. Такой подход переводит сотрудничество стран ШОС в плоскость практической интеграции, где каждая инициатива получает институциональную поддержку и доступ к капиталу.
В условиях глобальной турбулентности и усиления протекционизма создание Офиса ШОС при МФЦА открывает новые возможности для укрепления доверия инвесторов, диверсификации источников финансирования и повышения конкурентоспособности региона. Казахстан таким образом закрепляет за собой роль институционального архитектора экономической повестки организации и стратегического посредника между Востоком и Западом.
Жадыра Асеткызы, старший эксперт Отдела Азиатских Исследований КИСИ
Выступая на саммите ШОС, Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил искусственный интеллект как ключевой вектор будущего развития организации, передает Azattyq Rýhy.
По его словам, к 2033 году глобальный рынок AI достигнет пяти триллионов долларов, и ШОС может стать мировым флагманом в этой сфере. Казахстан предложил провести первый Экспертный форум ШОС по искусственному интеллекту в Астане, а в 2027 году — международную конференцию высокого уровня «Искусственный интеллект на службе экономик ШОС».
Сегодня AI становится новым полем геополитической конкуренции. Прорыв китайской модели DeepSeek V3 показал, что технологические достижения способны мгновенно влиять на мировые рынки и вызывать переоценку потенциала целых экономик. США, Европа, Япония и Китай ведут ожесточённое соревнование за лидерство, и именно в таких условиях формируется «цифровая геополитика».
Предложение Казахстана встроить ШОС в эту динамику отражает несколько задач. Во-первых, это попытка перевести организацию из статуса форума по вопросам безопасности и инфраструктуры в пространство технологической интеграции. Во-вторых, это ответ на запрос стран региона, которые сталкиваются с необходимостью внедрять «умные решения» в медицине, логистике, городском управлении. Наконец, это возможность продемонстрировать, что страны ШОС способны не только догонять, но и формировать новые стандарты в цифровой повестке.
Для Казахстана ставка на искусственный интеллект — это и вопрос национальной стратегии. Страна уже позиционирует Digital Bridge как площадку для глобальных IT-дискуссий. Закрепление за Астаной статуса инициатора экспертного форума ШОС по AI усилит её роль как регионального цифрового хаба. Но ещё важнее другое: Казахстан демонстрирует, что будущее экономики будет определяться не только нефтью и ураном, но и технологиями, способными трансформировать социальную и производственную сферы.
В условиях, когда Китай продвигает идею Глобальной организации по сотрудничеству в области AI, Казахстан действует прагматично — не конкурирует, а усиливает партнёрскую инициативу. Такой подход открывает возможность встроиться в формирование новых правил игры, где определяющим фактором станет баланс интересов между технологическими гигантами и развивающимися странами.
В этой связи, предложение Президента Токаева должно рассматриваться не как дипломатический жест к юбилею ШОС, а как заявка на долгосрочную стратегию, где Центральная Азия получает шанс выйти из роли «потребителя технологий» и стать частью международной коалиции по развитию искусственного интеллекта.
Алия Мусабекова
главный эксперт отдела азиатских исследований КИСИ при Президенте РК
Посевная кампания-2025 в Казахстане завершена. В этом году она проходила в новых для аграриев условиях. По поручению Главы государства Правительством пересмотрен механизм финансирования сельхозтоваропроизводителей. Начиная с текущего года, льготные кредиты для фермеров стали доступны с декабря 2024-го года, а не в марте – в момент посевной, как было ранее. Это сделано для того, чтобы они могли заранее закупать необходимые ресурсы.
Благодаря мерам господдержки, слаженной работе аграриев и местных исполнительных органов посевная проведена в оптимальные агротехнические сроки. Такой подход позволил досрочно выполнить основные полевые работы, увеличить площади под стратегически важные культуры и обеспечить эффективное обновление материально-технической базы. Тем самым создан прочный фундамент для успешного урожая и дальнейшего развития сельского хозяйства.
Настоящий обзор содержит актуальную информацию о темпах проведения полевых работ, задействованных площадях, динамике по основным зерносеющим регионам, а также ключевых показателях по обеспеченности материально-техническими ресурсами.
Акцент на диверсификацию и эффективность
Посевная кампания 2025 года в Казахстане проходила в условиях изменения подходов к земледелию, с акцентом на диверсификацию сельскохозяйственного производства и снижение зависимости от монокультур. По данным на 6 июня, засеяно 23,7 млн гектаров или 100% от запланированного объема.
Особое внимание было уделено перераспределению посевных площадей в пользу более рентабельных и устойчивых культур. Это позволило не только адаптировать сельское хозяйство к климатическим вызовам, но и учесть рыночные тренды, следуя научно обоснованным нормам севооборота.
В результате были увеличены площади под востребованные культуры:
масличные – 3,4 млн га (на 0,5 млн га больше, чем в прошлом году);
кормовые – 3,3 млн га (плюс 114 тыс. га);
кукуруза на зерно – 167,5 тыс. га;
овощебахчевые – 222,3 тыс. га.
Также наблюдается рост по социально значимым культурам: картофель занимает 83,4 тыс. га – на 11,3 тыс. га больше по сравнению с прошлым сезоном.
В то же время продолжается сокращение площадей под ресурсоемкие культуры, подверженные ценовым колебаниям, такие как пшеница, рис и хлопчатник. Например, площадь под пшеницу составила 13 млн га – на 187 тыс. га меньше, чем в прошлом году.
Таким образом, стратегия по диверсификации посевов укрепляет продовольственную безопасность страны и способствует развитию экспортного потенциала агропромышленного комплекса.
Касательно семенного фонда, то к посевной кампании в 2025 году по республике было заготовлено 2,3 млн тонн семян. Это позволило аграриям своевременно выйти в поле без каких-либо задержек и дефицита ресурсов.
В настоящее время по стране аттестовано 246 субъектов, специализирующихся на производстве и реализации высококачественного семенного материала. Из них 28 хозяйств занимаются производством оригинальных семян, 82 – элитных, еще 136 – семян I, II и III репродукций. Кроме того, 129 организаций получили допуск к реализации импортных семян.
Для повышения доступности качественного посевного материала действует государственная поддержка в виде частичной компенсации затрат на приобретение семян. В зависимости от категории семеноводческого хозяйства и уровня репродукции, государство покрывает от 50% до 70% стоимости закупленных семян.
Ход посевной кампании в основных зерносеющих регионах страны
Основными зерносеющими регионами Казахстана традиционно являются Акмолинская, Костанайская и Северо-Казахстанская области. Именно от результатов в этих регионах во многом зависит продовольственная безопасность страны, поэтому к ним всегда повышенное внимание.
Акмолинская область одной из первых досрочно завершила посевную кампанию, подтвердив статус одного из ведущих аграрных регионов страны. Если в прошлом году на этот же период работы были выполнены лишь на 60%, то в 2025-м область справилась с задачей почти на 3 недели раньше запланированного срока.
Общая посевная площадь составила 5,5 млн га, что на 63 тыс. больше, чем в прошлом сезоне. Высокий уровень организации и мобилизация всех необходимых ресурсов позволили провести весенние полевые работы в оптимальные сроки и с соблюдением агротехнических норм.
Подготовка к сезону началась еще зимой: проведено масштабное снегозадержание, а весной – влагозадержание и обработка свыше 2 млн га почвы, что в 3 раза превышает показатели прошлого года. В работе было задействовано порядка 37 тыс. единиц сельхозтехники, включая современные посевные комплексы, что обеспечило эффективность и бесперебойность процесса.
Значимую роль сыграла господдержка. Более 770 хозяйств получили кредиты на сумму свыше 100 млрд тенге, а для посевной было выделено свыше 76 тыс. тонн дизельного топлива по сниженным ценам.
В структуре посевов увеличилась доля стратегически важных культур: зерновые и зернобобовые заняли 4,6 млн га, а площади под масличными культурами достигли рекордных 430 тыс. га, что на 161 тыс. га больше, чем в прошлом году. Кроме того, расширены площади под кормовые культуры, овощи и картофель.
Активную работу по диверсификации посевных площадей проводят аграрии Костанайской области. В этом году в регионе было запланировано засеять свыше 5 млн га. При этом значительно увеличилась доля масличных и социально-значимых культур, а также кормовых растений.
Особое внимание уделяется расширению площадей под масличные культуры – они увеличились до 755 тыс. га, что превышает прошлогодний показатель более чем на 10%. Также в два раза увеличены посевы картофеля – до 7 тыс. га, а гречихи почти в два раза – до 21 тыс. га. Посевная кампания в регионе завершена.
Для поддержки аграриев в области реализуется программа льготного кредитования «Кең Дала 2». В рамках этой инициативы местные крестьянские хозяйства получили более 20 млрд тенге через АО «СПК Тобол» и более 21 млрд тенге – АО «Аграрная кредитная корпорация». Также фермеры пользуются программой форвардного закупа сельхозпродукции, благодаря которой привлечено свыше 4 млрд тенге.
Одним из важнейших приоритетов в регионе остается обновление техники. По программе льготного лизинга аграрии заключили договоры на поставку 385 единиц сельхозтехники на сумму более 12 млрд тенге. В 2024 году хозяйства региона получили 173 трактора и 97 комбайнов.
Раннее таяние снега и стабильное повышение температуры весной обеспечили благоприятные погодные условия для начала посевной кампании в Северо-Казахстанской области.
Общая площадь посевов сельскохозяйственных культур в текущем году составит 4,4 млн гектаров. Традиционно основной культурой остаются зерновые – 3,3 млн гектаров. Посевы масличных культур увеличены до 760 тыс. га, что на 85,8 тыс. га больше уровня прошлого года. Прирост обеспечен за счет расширения площадей под подсолнечник (+24,6 тыс. га), лен (+47,9 тыс. га) и рапс (+16,3 тыс. га). Под кормовые культуры отведено 392 тыс. га, картофель – 8 тыс. га, овощи – 1,3 тыс. га.
Посевные работы в регионе начались в конце апреля, своевременно и в соответствии с агротехническими нормами. Благодаря этому регион оказался среди первых в стране, кто приступил к посадке бобовых и масличных культур.
На сегодня посев зернобобовых выполнен в полном объеме. Полный комплекс весенних работ обеспечен всем необходимым. В распоряжении аграриев – 470 тыс. тонн кондиционных семян, из них 52,6 тыс. тонн – элитные. Уровень сортообновления составляет 11,2%. Минеральные удобрения законтрактованы в объеме 317,1 тыс. тонн, что позволяет провести полноценную агротехническую обработку посевов.
Для проведения полевых работ обеспечен необходимый парк техники. В полях задействованы 12,3 тыс. тракторов, в том числе более 4 тыс. высокопроизводительных единиц. Также функционируют 13,7 тыс. зерновых сеялок и 1,5 тыс. современных посевных комплексов, уровень технической готовности составляет 100%.
Аграрии обеспечены 52,2 тыс. тонн льготного дизельного топлива по цене 254 тенге за литр, что значительно ниже рыночной стоимости (311 тенге/л).
Ключевую роль в обеспечении своевременного хода посевной играет государственная поддержка. По программам «Кең Дала 1» и «Кең Дала 2» аграрии получили финансирование в объеме 92,6 млрд тенге, в том числе 37 млрд тенге через СПК «Солтүстік». Через АО «КазАгроФинанс» профинансировано 14,4 млрд тенге на приобретение 442 единиц техники. В рамках форвардных закупок выделено дополнительно 7,4 млрд тенге.
Изменение подходов в финансировании посевных и уборочных работ
Из года в год перед отечественными аграриями остро стоял вопрос недостаточности льготного финансирования. В 2023 году за счет выделенных бюджетных средств АО «АКК» были профинансированы в рамках программы «Кең дала» 3615 сельхозтоваропроизводителя на общую сумму 140 млрд тенге, что позволило охватить льготным финансированием 3,6 млн. га посевных площадей.
Из-за нехватки доступных кредитов фермеры не в полном объеме соблюдали агротехнологии, не приобретали качественные семена, недостаточно вносили минеральные удобрения, слабо проводилась работа по защите растений, многие фермеры работали на устаревшей технике.
Корень проблемы заключался в нехватке бюджетного кредитования, ведь раньше упор был сделан на прямое государственное финансирование отрасли.
В рамках исполнения поручений Главы государства Правительством в лице Министерства сельского хозяйства проведена планомерная работа по повышению доступности льготных кредитных средств для субъектов АПК. В прошлом году эти подходы были пересмотрены.
Так, за счет комбинирования коммерческих средств и финансовых инструментов объемы финансирования на весенне-полевые и уборочные работы в 2024 году были увеличены более чем в 3 раза. Увеличение объемов кредитования стало возможным за счет привлечения рыночных средств в виде облигационных займов и последующего субсидирования купонного вознаграждения по ним. Для реализации вышеуказанного механизма в 2024 году из резерва Правительства РК были выделены средства в размере 60 млрд тенге.
Параллельно стояла задача как можно быстрее довести до фермеров льготные средства под «чистые» 5% годовых.
В целях обеспечение льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ 2025 года было выделено 700 млрд тенге. Еще 250 млрд направлено на льготный лизинг сельхозтехники, для того чтобы аграрии могли брать кредиты и оформлять технику под доступные 5% годовых.
Для того, чтобы эти деньги дошли до каждого, выстроена четкая система из шести каналов распределения. В числе операторов:
АО «Аграрная кредитная корпорация» (АКК),
банки второго уровня,
микрофинансовые организации,
региональные инвестиционные центры,
кредитные товарищества,
социально-предпринимательские корпорации (СПК).
Здесь важно также отметить, что впервые в истории АПК Казахстана льготное финансирование посевной началось заранее - с декабря 2024 года. Это стало возможным благодаря инициативе раннего финансирования кампании 2025 года.
Так, за счет поддержки Правительства в короткие сроки фермерам был предоставлен доступ не только через прямое кредитование Аграрной кредитной корпорации, банки второго уровня, микрофинансовые организации, региональные инвестиционные центры, кредитные товарищества, но и социально-предпринимательские корпорации.
Также в целях решения вопроса недостаточности залогового обеспечения при кредитовании на весенне-полевых и уборочных работ предусмотрен механизм гарантирования займов через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», который позволил покрыть гарантией 85% от суммы займа.
С начала приема заявок было подано 7407 обращений на сумму 493,5 млрд тенге, из которых уже 6988 заявок одобрены и профинансированы. Это обеспечило подготовку посевных работ на 7,3 млн гектаров.
Для хозяйств с недостаточной залоговой базой через фонд «Даму» доступ к финансам стал возможным для малых и начинающих аграриев. В рамках этой программы выдано 1134 гарантии на общую сумму 166,5 млрд тенге, при этом суммарный объем кредитов составил 195,9 млрд тенге.
Другим важным направлением поддержки товаропроизводителей в рамках льготного финансирования – это лизинг. Наращивание потенциала отрасли без качественного обновления техники невозможно. Для этих целей в 2024 году средства в размере 120 млрд тенге были переориентированы на реализацию программы «Льготный лизинг» по линии КазАгроФинанса.
Здесь необходимо подчеркнуть, что в прошлые годы общий план финансирования КАФа варьировался в пределах 170-175 млрд тенге ежегодно. При этом, 90% средств предоставлялось по коммерческой ставке от 20 до 22%. Многим фермерам такие программы были недоступны из-за неподъемной ставки вознаграждения. В 2024 году созданы условия для аграриев по приобретению под 5% широкого перечня самой необходимой техники отечественного производства, что положительно влияет на развитие отечественного машиностроения.
Благодаря принятым мерам, 3 870 сельхозтоваропроизводителями приобретены 4320 единиц самой необходимой техники отечественного производства.
Также в качестве еще одной меры поддержки аграриев запущена программа по льготному финансированию перерабатывающих предприятий на пополнение оборотных средств по ставке вознаграждения 5% годовых. Новый механизм направлен на обеспечение сбыта урожая растениеводческой продукции и сырья отечественного производства. За счет данной программы была решена задача по увеличению загрузки перерабатывающих заводов. Объем финансирования по данному направлению в 2024 году составил 35 млрд. тенге. В 2025 году на эти цели запланировано направить более 40 млрд тенге.
Обновление сельхозтехники и обеспечение ГСМ
Для обновления парка сельхозтехники активно реализуется комплекс мер господдержки. В числе ключевых инструментов – инвестиционные субсидии, субсидирование ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, а также программа льготного лизинга техники. Эти механизмы позволяют аграриям приобретать современную технику на более выгодных условиях.
Наиболее значимым стимулом является программа инвестиционного субсидирования, по которой аграриям возмещается от 15% до 30% стоимости приобретенной техники – в зависимости от ее приоритетности. Дополнительной поддержкой служит субсидирование ставки вознаграждения: до 6% по приоритетной технике и до 15% – по остальным видам. Наряду с этим, активно развивается программа льготного лизинга, которая позволяет фермерам получать технику с доступной ставкой вознаграждения всего 5% годовых.
По состоянию на 1 января 2025 года в республике насчитывается 139 тыс. тракторов, 31 тыс. комбайнов, 5,6 тыс. посевных комплексов, 71 тыс. сеялок и 141 тыс. почвообрабатывающих орудий. При этом уровень обновления парка за 2024 год составил 5,5%, что значительно выше показателя 2023 года (4,5%). В перспективе на 2025 год стоит задача выйти на уровень обновления 6,5%. В целом, чтобы парк сельхозтехники сохранялся на технологически современном уровне необходимо достичь уровня обновления 8-10%.
Министерством планируется достичь уровня обновления парка сельхозтехники в 9% к 2028 году. В связи с этим в рамках поручения Главы государства планируется довести объем финансирования программы льготного лизинга сельхозтехники до 450 млрд тенге.
Сегодня принимаемые для ускорения обновления машинно-тракторного парка меры господдержки показывают свою эффективность. Позитивную динамику подтверждают количественные показатели: если в 2017 году было приобретено всего 8,5 тыс. единиц сельхозтехники, то по итогам 2024 года – уже 22,1 тыс., что в 2,5 раза больше.
Особенно заметен прогресс в рамках программы «Льготный лизинг»: выделенные в 2025 году 250 млрд тенге позволят аграриям приобрести около 6 тысяч единиц сельхозтехники. С 24 февраля – начала приема заявок, в АО «КАФ» поступило 3555 заявок на сумму 129,2 млрд тенге. Уже заключено 2400 договоров на поставку 4580 единиц техники общей стоимостью 85,7 млрд тенге.
Современные посевные комплексы также активно задействованы в текущей посевной кампании – 5,6 тыс. единиц охватывают до 70% площадей зернового клина. Это техника ведущих мировых брендов, таких как John Deere, CLASS, RSM, оснащенная системами точного земледелия: GPS, автопилотами, системами точного высева семян, внесения удобрений и гербицидов.
Важным элементом для посевной является бесперебойное обеспечение горюче-смазочными материалами (ГСМ). В 2025 году на посевную кампанию выделено 401 тыс. тонн дизельного топлива. В 2024 г. было выделено 376,4 тыс. тонн. Всего поступило около 17 тыс. заявок от сельхозпроизводителей. Благодаря мерам регулирования, конечная цена дизтоплива составляет 254 тенге за литр – это на 15–20% ниже рыночной стоимости – 301-307 тенге за литр на АЗС.
При этом Министерством ведется ежедневный мониторинг отгрузки топлива регионам: из 368,8 тыс. тонн по графику уже оплачено 339 тыс. тонн или 92% и отгружено 308 тыс. тонн или 84%.
Принимаемые государством меры дают ощутимые результаты в обновлении машинно-тракторного парка и обеспечении аграриев ГСМ, создавая условия для устойчивого развития АПК.
В целом, посевная кампания 2025 года стала свидетельством нового этапа в развитии агропромышленного комплекса Казахстана. Благодаря инициативам Главы государства и системной работе Правительства аграрии впервые получили доступ к льготному финансированию заранее – еще до начала сезона. Существенные изменения в механизмах господдержки позволили не только расширить охват и повысить эффективность помощи, но и решить ключевые проблемы, характерные для предыдущих сезонов – в частности, нехватку оборотных средств и позднее начало полевых работ. Это обеспечило своевременное проведение кампании, рациональное использование ресурсов и высокое качество севов.
Итогом стали не только четкие темпы и организация, но и значительные сдвиги в сторону устойчивого, диверсифицированного земледелия. Таким образом, заложена прочная основа для получения качественного урожая и укрепления продовольственной безопасности страны.
С 1 июня стартует очередной отбор в Президентский молодежный кадровый резерв
🔹Сегодня Председатель Агентства по делам государственной службы Дархан Жазықбай рассказал об этапах и особенностях очередного отбора в Президентский молодежный кадровый резерв.
🔸Отбор будет проведен с учетом потребности государственного аппарата в отраслевых кадрах и будет осуществляться по следующим 6️⃣ направлениям: социальная политика и гражданское общество, развитие инфраструктуры, промышленности и торговая политика, экономическая и финансовая политика, цифровизация, агропромышленный комплекс и охрана окружающей среды, внешняя политика и инвестиции. Кандидат должен выбрать одно из отраслевых направлений, указанных при регистрации.
🔹Претендентам на включение в резерв необходимо соответствовать ряду требований, включая возраст не старше 3️⃣5️⃣ лет, гражданство Республики Казахстан, высшее образование, определенный опыт работы и знание государственного языка не ниже уровня В1.
🔸Для того чтобы стать членами Президентского молодежного кадрового резерва претендентам предстоит пройти комплексный отбор, состоящий из 6️⃣ этапов.
🔹Прием документов будет проводиться в режиме онлайн на специальном сайте – pkrezerv.gov.kz с 1️⃣ по 3️⃣0️⃣ июня текущего года.
🔸На завершающем этапе – заседании Национальной комиссии – выносится решение о зачислении 5️⃣0️⃣ кандидатов в Президентский молодежный кадровый резерв.
Министерством здравоохранения для улучшения доступности онкологической помощи в 2024 году введены в эксплуатацию 6 новых линейных ускорителей в 5 регионах страны что позволило увеличить охват лучевой терапией до 41% с ростом на 3,2%, отметила сегодня в своем выступлении на расширенном заседании коллегии глава ведомства Акмарал Альназарова, передает DKnews.kz.
Важным шагом для точной диагностики заболеваний и разработки эффективных методов лечения от рака стало открытие 2-х новых центров ПЭТ/КТ и одного циклотронно-производственного комплекса в Алматы.
В ближайшие годы в Казахстане заработают новые центры ядерной медицины в Астане, Актау, Кызылорде, Караганде и Актобе, а также центры тераностики в Алматы, Караганде и Актобе.
Также намечено в этом году строительство здания и оснащение циклотронно-производственным комплексом Института ядерной физики Министерства энергетики в Алматы.
Данные меры позволят обеспечить на 100% охват нуждающихся в онкологической помощи пациентов ПЭТ-диагностикой, инновационными методами лечения и повысить доступность радионуклидной терапии.
Пациенты с тяжелыми диагнозами смогут лечиться рядом с домом, без необходимости ехать за рубеж, в другие города и ждать своей очереди.
РГУ «Алтынсаринское районное управление санитарно-эпидемилогического контроля» (далее – Управление) оказывает следующие государственные услуги в сфере санитарно-эпидемиологического контроля:
1) Выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта высокой эпидемической значимости нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения - 13 рабочих дней;
2) Выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов нормативной документации по предельно допустимым выбросам и предельно допустимым сбросам вредных веществ и физических факторов в окружающую среду, зонам санитарной охраны и санитарно-защитным зонам, на новые виды сырья и продукции нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения - 10 рабочих дней;
3) Присвоение учетного номера объекту производства пищевой продукции, подлежащего государственному контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения - 5 рабочих дней.
В первые два дня после поступления заявления проверяется полнота и соответствие требованиям приложенного пакета документов.
Государственные услуги оказываются через веб-порталы «электронного правительства» www.egov.kz и www.elicense.kz.
Сроки, а также порядок оказания государственных услуг регламентируется Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-336/2020 «О некоторых вопросах оказания государственных услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
За 12 месяцев 2024 года Управлением всего оказано 18 государственных услуг, выдано разрешительных документов через портал «Е-лицензирование» – 13, отказано через портал «Е-лицензирование» – 2, прекращено через портал «Е-лицензирование» – 3.Нарушения по срокам исполнения специалистами Управления не допускались. Контроль за качественным и своевременным оказанием государственных услуг возложены на руководителя Управления.
В этом году 1 марта исполняется 30 лет со дня подписания Указа Главы государства об образовании Ассамблеи народа Казахстана. За три десятка лет своей истории ассамблея трансформировалась из консультативно-совещательного органа в конституционный институт с правом парламентского представительства.
Ассамблея стала стержнем казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства. Она достойно исполняет миссию, возложенную на нее при создании, и подтверждает на деле свое значение как одного из основополагающих факторов межэтнической стабильности в обществе, который позволил нашей стране спокойно, последовательно и успешно осуществить социально-экономические и политические преобразования – создать сегодняшний независимый Казахстан.
Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» отметил: «Благодаря прочному единству мы укрепили свою Независимость и создали условия для улучшения благосостояния народа. Это время стало периодом созидания и прогресса, мира и согласия».
Все прошедшие годы политика по укреплению общественного согласия и общенационального единства носила инклюзивный характер и охватывала все сферы жизни общества. При этом первым и безусловным результатом деятельности АНК является успешный процесс интеграции этносов в единый народ Казахстана.
Выступая с Посланием народу Казахстана, глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил, что общенациональный референдум по вопросу строительства АЭС состоится 6 октября 2024 года.
Для граждан, желающих глубже разобраться в вопросах атомной энергетики и строительстве атомной электростанции (АЭС), на портале Gov.kz и в мобильном приложении eGov mobile создан новый раздел с ответами на часто задаваемые вопросы.
Как сообщили в пресс-службе Акорды 6 декабря, глава государства изучит экономические показатели Актюбинской области и осмотрит несколько важных для региона общественно-культурных площадок.