Выберите язык

Медленно и как бы не очень охотно родина открывает свои тайны, которые и не тайны вовсе, а просто поросшие быльем события прошлых лет.

Откроет внук или внучка старый бабушкин сундук и найдет пожелтевший от времени документ, проливающий свет на историю семьи или края. Зачастую до старого сундука не доходят руки. И точит мышь и уничтожает время драгоценные свидетельства прошлого. И все тише голоса предков, и менее различимы выцветшие чернильные строки на ветхих листах документов.

Ибрай Алтынсарин, имя которого с честью носит наш район, как известно, приходится двоюродным дедом Мариям Хакимжановой. Его отец, убитый в стычке с сарбазами Кенесары Касымова, был родным братом Кошана, дедушки Мариям. В ауле Мез-гиль, точнее за околком на месте аула (старожилы называют это место Ингули), есть старое кипчакское кладбище, на котором, возможно, и похоронены отец Ибрая Алтынсары и дедушка Мариям бай Кошан. Поселок Свердловка в разное время назывался по-разному. 

После целины это был зерносовхоз им. Жданова, в честь первого секретаря Ленинградского обкома партии. Тогда было модно называть целинные совхозы именами партийных деятелей. Старое название Кошановка. Это и были родовые кочевья бая Кошана. Мариям Хакимжанова- выдающаяся поэтесса и журналист, прославлявшая героику социализма. Она была одним из инициаторв переименования района из Убаганского в Алтынсаринский. До 1918 года поселок назывался Кошановский Кошановской волости Кустанайского уезда Тургайской области. Колониальная политика России строилась таким образом, что почти во всех переселенческих поселках возводились православные храмы и молельные дома. В 1911 году кошановская церковь в этом же году приписана к Михайловской церкви. Церковно-приходская школа была открыта в этом же году. Количество домов в приходе 137. Жители: 448 мужского пола, 375 женского. Сверловский молитвенный дом саманный под железной крышей.

Размер-16/8. Количество верующих по данным за 1923 год 85 мужчин и 132 женщины. Кстати сказать, священник
Яков Долгополов отправлял службы в Кошановке и Лихачев-ке. Из источников известен как ярый приверженец режима адмирала Колчака. Славил воинство адмирала, когда в апреле 1919 года каратели вешали лихачевских крестьян.

На кладбище села Лихачевка имеется могила, принадлежащая священнику. Захоронение находится в поруганном состоянии. Однако обращает на себя внимание монолитной кладкой среди безымянных холмиков. В Кошановке и Зуевке жили крестяне Колесниковы и Касивановы выходцы из Самарской губернии. Они вели переписку с Л.Н. Толстым. Просили у него выслать литературу, а иногда и денежных ссуд.

Судьба этих людей прослеживается: один выучился и стал хорошим художником, другой переехал в Среднюю Азию. Их биографию описывает профессор Кандалин в одном из номеров журнала «Простор». Много легенд и слухов о зуевском храме. Свет на это культовое сооружение проливает иерей Андрей Крутин в книге «Храмы и монастыри Костанайской области». Церковь была возведена в честь архистратига божия Михаила. Название и адрес до 1918 года поселок Зуевский Зуевской волости Кустанайского уезда Тургайской области.

Молитвенный дом-школа построено в 1903 году тщанием прихожан Указом священного синода 8 июля 1904 года зданием деревянный с отдельно стояшей колокольней на столбах. Ветхий малопоместительный, сторожки нет. C 1910 года ежегодно прихожанами через посев хлеба приобретаются собственные стредства на устройсво нового храма. Церковно- приходская школа открыта в 1903 году. Размеры храма 42/24.
Количество верующих:84 мужчи, 95 женщин. Священником, видимо первым в Зуевке, был Владыкин Стефан. Церковь была голубого цвета. В 20-х годах 20 века перенесена в поселок Затобольск. Стояла на улице Ленина. Во время освоения целины в здании находился клуб. Позже библиотека и мастерская по ремонту обуви.

До сноса церковь сохраняла первозданный голубой цвет. Ходят легенды, что во время изьятия церковных ценностей, во время голода 20-21-х гг.священник спряталили утопил утварь храма в колодце, который находился рядом с храмом. Глубина колодца 6-7 метров.Судя по описи утварь была не из драгметаллов, поэтому материальная ценность предметов культа не очень велика. Если говорить о духовной составлющей, то, конечно, «ищу-щий да обрящет». По воспоминаниям старожилов с зуевской колокольни в ясную погоду было видно город Кустанай. Как знать.